17-19
августа
2023
Улан-Удэ, Республика Бурятия

Выставка «Атлас тибетской медицины»

Уникальный живописный памятник «Атлас тибетской медицины» представляет собой свод иллюстраций к крупному медицинскому трактату «Вайдурья-онбо». Создавался он в 1687-1688 годах, одновременно с «Вайдурья-онбо» под руководством автора – крупнейшего тибетского мыслителя, знатока теории и практики тибетской медицины, политического деятеля и регента Далай-ламы V Десрид Санчжай Чжамцо (1653-1705 гг.).
«Атлас» построен согласно структуре «Вайдурья-онбо» и состоит из 76 красочных иллюстраций к ключевым тезисам трактата, которые написаны минеральными красками на тонком грунтованном льняном полотне фабричного производства. Всего здесь насчитывается около 10 000 рисунков – сакральные изображения, схемы, анатомические рисунки, изображения людей, животных, растений, минералов, медицинских инструментов и так далее. Иллюстрации выполнены в традиционной буддийской технике «тхангка», объединены единым размером и форматом, общим композиционным решением, техникой и манерой исполнения.
На выставке будут экспонированы 8 высокоточных страховых копий листов «Атласа» (выполнены в 2020 году при поддержке Министерства культуры Республики Бурятия) и 2 буддийские скульптуры.
Музей истории Бурятии им. Матвея Николаевича Хангалова
Один из старейших музеев Сибири – открытый 10 октября 1923 года на базе Музея древностей при Обществе изучения Прибайкалья, организованного еще раньше, в 1911 году. Собрание музея не имеет аналогов в России и насчитывает более 150.000 экспонатов – уникальное археологическое наследие эпохи хунну, буддийские религиозные предметы, этнографические коллекции, декоративно-прикладное искусство Сибири, обширный фотодокументальный фонд. Гордость музея – книжный фонд, включающий не только собрание рукописных и ксилографических буддийских книг, но и редкие издания кириллической печати (в том числе, Острожская библия – первое полное издание Библии на церковнославянском языке).

Содержание Атласа:

Тантра основ. Картины с 1 по 4 отражают содержание первой части «Вайдурья-онбо», где дается краткое описание наиболее существенных признаков предмета медицины.

Тантра объяснений. Картины с 5 по 37 отражают главы трактата с изложением основных дисциплин и разделов предмета теоретической медицины.

Тантра наставлений. Картины с 38 по 53 иллюстрируют главы с изложением основ тибетской клинической медицины – места иглоукалывания, практика педиатрии, гинекологии, работы с инфекционными и дерматологическими заболеваниями, и так далее.

Заключительная тантра. Картины с 54 по 76 рассматривают нервно-психические болезни, прогностику и диагностику по пульсу, диагностические исследования мочи, лекарственные формы, медикаментозные и физические методы лечения (включая иглоукалывание, кровопускание, прижигание). Кроме того, здесь рассказывается о целях и задачах медицины, облике врача и подготовке врачебных кадров.
История копии «Атласа тибетской медицины»
Конец XIX века. При содействии учителя XIII Далай-ламы Цаннит Хамбо-ламы Агвана Доржиева бурятские ламы подготовили копию с подлинника XVII в.

В начале ХХ века буддийский монах Шираб Сунуев вывозит ее из тибетского медицинского монастыря Сэртог-мэмба в Россию – в Цугольский дацан. Это старейший дацан Забайкальского края Российской империи, основанный еще в 1801 году. В 1869 году здесь был открыт первый медицинский факультет, что положило начало популярности тибетской медицины в широких кругах – в том числе, и в Санкт-Петербурге.

В 1926 году «Атлас» передан в Ацагатский дацан Бурятии. При содействии Цаннит Хамбо Агвана Доржиева (1853-1938) и XI Пандито Хамбо-ламы Чойзон-Доржи Иролтуева (1843-1918) здесь была создана Ацагатская медицинская школа – первая попытка объединить современную европейскую медицину с восточной. Школа принимала на обучение эмчи-лам (лекарей) из других регионов России: Калмыкии, Тывы. Благодаря работе эмчи-лам, практически осмысливших и приспособивших теорию тибетской медицины к местным условиям – была фактически создана бурятская ветвь единого древа восточной медицины.

В 1936 году в процессе гонения на духовенство и разрушения религиозных храмов Атлас был перевезен в Антирелигиозный музей, ныне Национальный музей Республики Бурятия. Эта работа, позволившая сохранить уникальную книгу была выполнена под руководством научного сотрудника Ж.Ж. Жабона (1899-1971).